Главная » Избранное » Как получить медный цвет в пиве. Чистый вкус пива: Кто и как его создает? Определение цветности пива — SRM

Как получить медный цвет в пиве. Чистый вкус пива: Кто и как его создает? Определение цветности пива — SRM

Цвет и прозрачность являются показателями пива, которым в настоящее время придается большое значение. Это связано с тем, что по прозрачности современные потребители часто оценивают общее качество пива, а по цвету судят о его концентрации Ьажно, чтобы зрительное впечатление от пива в стакане было приятным и соответствовало требованиям потребителей.

Цвет пива является отличительным признаком отдельных типов пива (светлого и темного). Кроме того, почти каждый сорт пива в зависимости от типа имеет свой особый оттенок. Разницу в цвете каждого типа пива определяет состав солодовой засыпи. иднако при производстве светлого пива одного типа даже при использовании солода одного цвета нельзя получить пиво одной цветовой интенсивности и одинакового оттенка. Самое большое влияние на цвет и оттенок оказывают пивоваренная вода, процесс затирания, кипячение заторов и варка с хмелем. Эти процессы повышают цвет сусла по сравнению с цветом лабораторного сусла. Наоборот, при брожении цвет всегда снижается; в свою очередь это снижение не всегда одинаково и зависит от использованной культуры пивных дрожжей. Из этого вытекает, что на результирующий цвет пива влияет весь технологический процесс. Окислительные процессы тоже очень существенны. Важно, чтобы цвет одного сорта пива не слишком колебался. Значительные отклонения от стандартного цвета и нечистые цветовые оттенки встречаются главным образом у светлого пива.

Светлое пиво пильзенского типа имеет чистый, светлый золотисто-коричневый цвет. Особенно не отвечает этому типу пива светлый, зеленоватый цвет, а также красноватые и коричневатые (ржавые) оттенки. Большим недостатком является слишком темный, нестандартный цвет светлого пива (свыше 0,75-0,80 мл 0,1 н. раствора йода). За рубежом в настоящее время особым спросом пользуются светлые сорта пива очень светлого цвета, которые считаются признаком тонкого вкуса. Однако производство очень светлого пива с цветом ниже 0,40 мл 0,1 н. раствора йода связано с опасностью нарушения основных вкусовых свойств пива. В Чехословакии допустимая норма минимального цвета 0,50 мл 0,1 н. раствора йода. Слишком светлое пиво пильзенского типа потребители часто считают пустым и нехарактерным.

Светлое пиво кроме хорошего цвета также должно иметь хорошую прозрачность и «искру», которая определяется по блеску при просматривании через стекло стакана, в котором резко преломляется свет. Блеск должен быть янтарный без посторонних оттенков, главным образом серого. По сильному блеску потребители часто судят о чистоте и совершенстве продукта. Существует мнение, что пиво «пьют глазами», поэтому перед розливом его всегда фильтруют, чтобы оно было с блеском. Однако при слишком резкой фильтрации пиво утрачивает некоторые вкусовые и пенообразующие вещества.

К темному пиву мюнхенского типа не предъявляются такие строгие требования по цвету. Стандарт качества допускает очень широкий диапазон цвета: от 3,0 до 10,0 мл 0,1 н. раствора йода, т. е. от коричнево-красного (гранатового) цвета до более темных оттенков (пиво почти непрозрачно). Темное пиво разных цветовых оттенков отличается также по основному вкусу. У более светлого пива обычно преобладает чисто солодовый, хорошо выравненный вкус. Наиболее темные сорта имеют ярко выраженный вкус специальных солодов (главным образом обжаренного солода). Из-за очень тесной связи между цветом и вкусом даже у темного пива цвет не должен слишком колебаться.

Цвет пива, разлитого в транспортную тару, обычно уже не изменяется. Светлое пиво в бутылках, однако, может изменить цвет в результате окисления при пастеризации. Такое же влияние может оказать прямой солнечный цвет, от воздействия которого пиво надо защищать.

Технологическим мероприятием, с помощью которого можно поддерживать одинаковый цвет и остальные свойств каждого сорта пива, является перемешивание солодов разных партий предназначенных для варки, а также смешивание сусла молодого пива и готового.

Что еще нужно знать пивовару при выборе солода? Как вы поняли из заголовка - его цветность. Для чего это нужно? Ответ прост и очевиден. Зная цветность солода, можно ориентировочно понять какого цвета получится у вас будущее пиво. И определиться с составляющими (как вы знаете, чаще всего солод используется в смеси) для приготовления сусла.

Появление систем определения цветности (SRM и EBC)

Система определения цветности пива была предложена в 1883 году Д.У. Ловибондом, и получила его одноименное название. Суть системы заключалась в сравнение цвета пива с цветными стеклышками, при этом результат определялся приблизительно на глаз. Система Ловибонда просуществовала несколько десятилетий и даже в наше время существует терминология «градус цветности по Ловибонду».

В 20-м веке системе Ловибонда был вынесен вердикт - неточна, она позволяла лишь приблизительно определить цветность из весьма широкого спектра. От нее было принято отказаться, все это произошло на фоне появления спектрофотометра. А уже в 1950 году Американская ассоциация химиков пивоваренной промышленности воспользовались эталонным табличным методом (SRM) для определения цвета пенного. Параллельно SRM в Европе зародилась другая система - EBC.

В системе SRM цветность пива определяется с использованием спектрофотометра, при 0.5 дюймовой кюветки и длине волны в 430 нм. Стоит отметить, что при этом значение чаще всего совпадает со значение по шкале Ловибонда. В европейской системе (EBC), замер цветности пива происходит также с помощью спектрофотометра с той же длинной волны, но при этом толщина кюветки не превышает 1-го см. Фактически 1 EBC = 1.97 * SRM.

Определение цветности пива по используемому солоду (рецепту)

Домашних же пивоваров чаще всего интересует вопрос определения цветности пиво по используемому сырью. И в этом отлично справляются популярные среди пивоваров программы - BeersCult и BeerSmith.

Но это вполне можно сделать и самому, использую обычный листок бумаги и ручку. Расчет цветности происходит c помощью простых формул:

MCU=M*CL/V , где M- масса в фунтах, CL - цветность солода по Ловибонду, V - объем в галлонах.

MCU - есть ничто иное как вычисляемая единица цветности солода.

SRM = 1.49*MCU*0.685

Таким образом, зная цветность вашего солода до замачивания, вы сможете легко рассчитать цветность будущего пива.

Совершенно не важно, насколько точно вы можете определить цветность пива, любая из используемых систем имеет свои ограничения. Говоря простым языком - они не совершенны. В то же время коммерческие пивоварни-гиганты широко применяют пищевые красители, чтобы цвет пива совпадал от партии к партии. Поэтому не стоит огорчаться, если ваше пиво получилось не того цвета на который вы рассчитывали.

Цветность интересный показатель, однако, имеются куда более важные параметры солода, которые мы рассмотрим позже.

Итак, в мире существует сумасшедшее количество сортов и видов пива. И все они отличаются не только по вкусу, аромату, но и по цвету. Поговорим о том, от чего зависит цвет пива.

На цвет пенного в больше степени влияет его основной компонент — солод. И хотя в большинстве сортов используют один и тот же солод — ячменный, оттенки пива получаются все равно разные. Причем зачастую кардинально.

Что важно знать о солоде?

Солод — это пророщенное зерно. Как выяснили ранее, чаще всего — ячмень. Проращивать его нужно, чтобы запустить ферментацию, что важно для производства пива. Иногда ферментацию необходимо остановить. Делают это с помощью просушки солода горячим воздухом. Пиво при этом получается светлым.


Иногда солод предварительно обжаривают. Тогда пиво получается темнее. При этом количество обжаренного солода может варьироваться, иногда его приходится разбавлять необжаренным, чтобы получить достаточное количество ферментов. И это тоже, разумеется, влияет на оттенок пива.

В основном пиво делится на темное и светлое. Но встречаются, хотя и реже, «красные» сорта. Такой оттенок пиву обеспечивает меланоиновый солод, который обрабатывается специальным образом. Кстати, он совсем не содержит ферментов. А вот вкус и аромат приобретает любопытный.


Помимо солода на цвет пива также могут влиять:

Вода: чем она жестче, тем темнее будет пиво.

Кислород: от большего взаимодействия с кислородом пиво становится светлее. Кстати, тут нужно быть аккуратнее, так как это, в дополнение, может еще свидетельствовать и о невысоком качестве напитка. Так что подозрительно светлое пиво может оказаться не очень-то хорошим.

При плохой фильтрации в пиве может появиться осадок, который при оседании также влияет на цвет пива, делая его более мутным.

Не будем забывать и о различный ароматических добавках и даже специях. Что только не делают производители, чтобы выделиться.


Вообще, специалисты имеют шкалу из сорока оттенков пива. И это только официальные оттенки!

Купить пиво темное или светлое вы всегда можете в магазине WineStreet.

Определит цвет вашего пива основываясь на количестве и цветности используемых сбраживаемых ингредиентов (солод, жженый сахара, солодовый экстракт и т.д.) в рецепте. Если определенный ингредиент имеет высокий показатель цветности и его использование в пиве придостаточное, то и пиво аналогично получается более темное.

Существует три основных системы характеризующие цветность пива - это градусы Ловибонда (0 L), SRM и EBC. Причем система EBC бывает как по старому, так и новому методу определения, что может запутать некоторых пивоваров. Метод Ловибонда является самым старым и был разработан Д.У.Ловибондом в конце 19 века, а если быть точным в 1883 году. Он заключается в определение цвета методом его сравнения со специальными цветными стёклышками. Но так, как человеческий глаз может определять цвет по разному, на замену этому методу пришел SRM, который определяет цвет с помощью специального прибора - спектрофотометра. Во время внедрения SRM (Standard Reference Method) в Европе был независимо разработан свой метод определения цвета и назван был EBC (European Brewing Convention). С течением времени уже в 2000 годах старая система EBC была заменена на новую, но многие европейские пивовары и солодовики не последовали этой рекомендации и до сих пор продолжают пользоваться более старой системой измерения.

SRM и 0 L имеют практически одинаковое значение, а вот EBC отличается и эта зависимость была выведена в специальных формулах:

ЕBC (новый метод) = SRM * 1.97; SRM = EBC / 1.97;

EBC (старый метод) = 2.65 * SRM - 1.2; SRM = 0.377 * EBC + 0.45;

В связи с тем, что старый метод является в настоящее время более востребованым, наш пивоваренный конструктор рецептов вычисляет старый EBC по соответствующей формуле указанной выше. А сам цвет пива вашего рецепта определяется по этой формуле:

SRM = 1,5 * (W * 2,2 * S / (V * 0,26)) ^ 0,68 , где

W - вес сбраживаемого ингредиента в килограммах

S - цвет сбраживаемого ингредиента в SRM

V - размер (объем) партии сусла после кипячения, л

Полученное арифметическое значение и есть приблизительный цвет вашего рецепта, который для наглядности отображается в бокалах с пивом (см. рисунок выше). Увы, этот цвет является всего лишь приблизительной мерой оценки. А на практике же он может значительно отличаться, причем у каждого пивовара по разному. Для наглядности, ниже я привожу список факторов, оказывающих влияние на цветность:

  1. Состав вашей пивоваренной воды. Важный микроэлемент в воде, который влияет на цвет пива - это карбонаты или гидрокарбонаты . Чем выше показатель этих ионов в вашей воде, тем темнее получится ваше пиво. Эти вещества повышают щелочность воды, что приводит к лучшему вымыванию красящие веществ из зерна. Учитывая этот фактор существуют нормы содержания этого иона в воде. Для светлых сортов пива их количество не должно превышать 50 мг/л, для янтарных (полутемных) 50-150 мг/л, а для темных сортов пива их содержание желательно еще выше, но не более 350 мг/л.
  2. Оттенки сбраживаемых ингредиентов. Существует разные типы солода, одни обладают красноватыми оттенками другие коричневатыми, а третье насыщенными черными или жжеными и т.д. Так же сочетание разных типов может создавать разные оттенки в готовом пиве. Это означает, что калькулятор не сможет очень точно передать эти оттенки в вашем рецепте.
  3. Время и интенсивность кипячения сусла , а так же промежуток нахождения сусла в горячем состояние. Дело в том, что чем дольше сусло кипятиться или находится в горячем состояние, тем больше образуется материалов горячего распада, которые повышают цветность сусла. Поэтому для светлых сортов пива долгое кипячение , а так же выдерживание в горячем состояние после кипяченияне желательно . А вот для темных сортов пива может это и имеет смысл.
  4. Пригорание затора или солодового экстракта. Если нагрев затора происходит прямым путем (например, в кастрюле на газовой комфорке), тогда возможно пригорание его частей при некачественном перемешивание. Это так же касается солодовых экстрактов во время кипячения. Пригорание вызывает карамелизацию сахаров, что повышает цветность и может значительно ухудшить вкус готового пива.
  5. Окисление. Кислород один из главных врагов пива, который портит его качество на всех стадиях производства пива. По мимо ухудшения вкусовых качеств и свойств хранения напитка, происходит так же повышение его цветности. Поэтому старайтесь минимизировать воздействие воздуха на всех этапах приготовления пива, кроме аэрации сусла перед брожение, что является необходимостью для нормальной работы дрожжей.
  6. Различия в показателях цветности солода от партии к партии. К сожалению от партии к партии разные показатели ваших ингредиентов могут отличаться, к ним относится и цветность то же. Поэтому обращайте внимание на показатели вашего нового купленного ингредиента перед его использованием. Возможно вам придется подкорректировать его количество перед использованием в рецепте.

Резюмируя сказанное, хочется добавить: если ваше пиво получилось значительно выше по цвету, чем предсказывает калькулятор , тогда возможно стоит обратить внимание на эти факторы, что бы устранить недостатки при варке следующего рецепта.

Хорошего пивоварения!

Не секрет, что на сегодняшний день в мире производится огромное количество различных видов пива, каждый из которых имеет свои характерные особенности и вкус. В силу того, что производство этого напитка известно миру уже несколько веков, эксперты, специалисты и простые любители пива изыскали свои методы и технологии проверки качественных показателей пива. Мы же постараемся максимально четко и раскрыто рассказать о том, как же на самом деле оценить качество.

Пивная пена

Пена - важный критерий оценки качества пива. Если пена жидкая, с большим количеством пузырьков, рыжего цвета, неприглядная на вид, то это пиво не является первосортным. У хорошего пива пена должна быть компактная и монолитная, без пузырьков и совершенно белая. Проведите эксперимент, налейте пиво в большой бокал. Пиво хорошего качества должно иметь высоту пены не менее 4 см и сохранять ее не менее 4 мин. Если пена ниже или исчезает за меньший промежуток времени, значит, оно не совсем качественное. Далее слегка подуйте на пену. Если пена исчезает, значит, пиво плохое, если она изгибается, значит, хорошее. Затем положите монетку сверху на слой пены. Если она не тонет, то это еще один показатель хорошего качества. Кроме того, пена должна прилипать к стенкам. Если после того, как вы выпили пиво, на стенках бокала остались следы пены, все в порядке, то вы пили хорошее пиво. Если же следа нет, то возникает вопрос: а действительно ли это настоящее пиво.

Цвет пива

Пиво бывает светлое или темное. Но также стоит учитывать, что практически каждая марка имеет свой оттенок. Нужно понимать, что в понятие «цвет» вкладывается не только характерный оттенок, но и прозрачность и наличие/отсутствие цветовой гаммы.

Самые жесткие требования предъявляются к светлому пиву, его цветовая гамма должна быть прозрачной, чистой, золотистой. Важно, чтобы светлое пиво не имело коричневого, красного или зеленого оттенка. Что касается фильтрованного, оно должно блестеть.

Что касается темного пива, то оно может не блестеть, быть непрозрачным и коричневым. Определить качество по цвету на самом деле достаточно сложно, так что это под силу только профессионалу.

Запах пива

Наибольшее значение при оценке пива имеет обоняние. Когда мы пробуем пиво "на вкус", то воспринимаем его не языком, а в основном носом, когда вдыхаем и выдыхаем аромат дегустируемого напитка. Объясняется это просто: обоняние человека гораздо более многогранно и чувствительно, чем вкус.

Оценить качество по запаху можно, проанализировав гармоничность сочетания всех запахов при вдыхании и выдыхании напитка. Опытные дегустаторы при характеристике запахов используют следующие понятия: чистый, хмелевой, слабый хмелевой, свежий, дрожжевой, цветочный, а также запах испорченного пива (тухлый или кислый).

Вкус пива

Существуют всего четыре элементарных ощущения вкуса: сладкое, горькое, кислое, соленое. Впрочем, большинство марок пива содержит в разных сочетаниях все четыре вкуса. И понятие "вкусное пиво" складывается из комплексного ощущения всех четырех, причем ощущения не мгновенного, а растянутого во времени. Последовательный переход от сладкого к кислому, соленому и горькому должен дать приятные ощущения, как и общее послевкусие, когда работают все четыре группы вкусовых сосочков. Малейший диссонанс - и прелесть вкуса исчезает. Пробуя пиво "на вкус", мы пользуемся языком, щеками, небом, губами. Впрочем, только язык дает нам представление о вкусе - губы, щеки, небо могут дать нам только осязательные и тепловые представления о напитке. А это не мало: температура, консистенция, вязкость, терпкость, маслянистость -все это ощущается полостью рта, язык в этом не участвует.

У светлого пива должна преобладать тонкая хмелевая горечь - экстрактивные вещества должны быть почти незаметны. После питья светлое пиво должно оставлять на языке быстроисчезающий вкус хмелевой горечи. Послевкусия хорошее светлое пиво практически не имеет. Качественное светлое пиво характеризуется такими вкусовыми терминами как "чистый", "полный", "гармоничный", "выраженный".

Темное пиво, наоборот, должно быть сладковатым и не оставлять хмелевой горечи - его вкус более полный, в результате чего пиво кажется более "плотным". После питья темное пиво должно оставить только вкус солода, без горького послевкусия. Вкус хорошего темного пива характеризуется как "слабовыраженный", "пустой", "солодовый", "сладковатый".

Очень важной характеристикой пива является не только вкус, но и послевкусие, то есть тот привкус, который остается во рту некоторое время после того, как напиток проглочен. Кстати, длительное ощущение горечи в послевкусии свидетельствует о низком качестве пива, поскольку оно вызывается низким качеством используемых в приготовлении пива продуктов или нарушением технологии.

Дымок после открытия крышки

Если вы увидели дымок после открытия крышки, значит, что пиво искусственно обогатили углекислым газом. Такое пиво настоящим не назовешь. Кроме того, большая концентрация углекислого газа может негативно сказаться на работе желудка.

Плотность пива

Плотность пива - это концентрация массовой доли сухих веществ в начальном сусле. Обычно она выражается в процентах. На показатели содержания алкоголя и плотности нужно смотреть комплексно. Обычно чем ниже в пиве содержание спирта, тем ниже и его плотность. У крепкого пива плотность должна быть выше 14%, у пива с малым содержанием алкоголя – 5%, среднее по содержанию спирта пиво должно иметь до 12% плотности.

Срок годности

Срок годности может быть от 3-х суток до года. Все зависит от того, была ли проведена пастеризация. Естественно, лучше пить живое пиво. На любой пивной этикетке есть две цифры. Первая - процент алкоголя, вторая - плотность напитка.

Надеемся, что Ваше пиво всегда будет качественным.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта